Мой путь в Тайцзи (Татьяна Сангаевская)
Сколько себя помню, с детства интересовалась восточными практиками и боевыми искусствами, хотя бы на уровне почитать про них книгу или посмотреть фильм. Мой отец в конце 70-х – начале 80-х гг., еще до моего рождения, занимался карате, в какой-то момент легально, потом подпольно. К тому моменту, как я появилась на свет, он уже бросил посещение секций и просто делал «гимнастику» дома.
Наверное, именно он и привил мне на начальном этапе интерес к восточным практикам. Вместе мы делали зарядку, самомассаж по точкам, он рассказывал мне всякие интересные вещи про то, чем занимался, а когда в журналах появлялись обрывочные статьи о восточных видах борьбы или восточной культуре, я их старательно собирала. Иногда дома появлялись явно по несколько раз перепечатанные друг у друга машинописные статьи на ту же тематику. В то время мне казалось, что вот вырасту и обязательно буду заниматься боевыми искусствами. Тогда же я впервые услышала магическое для моего слуха слово «Тайцзицюань». Конечно, я не слишком достоверно представляла себе, что это такое, но уже тогда оно было для меня значительно привлекательнее, чем, скажем, «карате», хотя интересовало и то и другое. Помню, что маленькой мне казалось, что Мастера Тайцзицюань могут творить настоящие чудеса. Уже тогда, (конечно, в доступных для моего возраста понятиях) я нуждалась во внутреннем равновесии, гармонии, искала способ «поймать тишину» внутри себя, а то обычно там было очень уж шумно и беспокойно.
Изредка до нас доходила разная интересная информация. Например, от старого друга моего отца, с которым они вместе начинали заниматься карате, но потом тот уехал из Петербурга и следующие лет двадцать продолжал занятия восточными единоборствами –и в конце концов остановил свой выбор на Тайцзицюань. К тому моменту, как я поступила в Университет, он приезжал в Санкт-Петербург несколько раз с семинарами и на какие-то мероприятия, и после этого я уверилась в мысли, что если все-таки пойду обучаться чему-нибудь подобному, то именно Тайцзи. Но в своем городе я не знала, к кому обратиться, этот друг отца, к которому я была готова пойти заниматься, жил слишком далеко отсюда. Периодически мой практический интерес к боевым искусствам спадал, и я довольствовалась книгами и фильмами, к тому моменту я уже многое прочитала и слышала рассказы про существование славянских, казачьих, индийских и прочих видов древних практик, но мысль именно о Тайцзицюань всегда сидела у меня в голове, хотя от нее оставалось все меньше и меньше реального воплощения.
…Были безуспешные попытки учиться различным танцам (кельстким, средневековым, хореографии, современным), посещать какие-то спортивные секции, кружки, но все это быстро заканчивалось. Время шло, а я так и продолжала восхищаться Тайцзи и прочими практиками как-то абстрактно, все больше смиряясь с мыслью, что свою детскую мечту мне придется осуществить не иначе как в следующей жизни. Учеба, работа, быт – все это постепенно затягивало все больше, и Тайцзи стало казаться уже совсем нереальным. И в какой-то момент, на втором курсе университета, услышав о занятиях винчун где-то в городе, я вдруг поняла, что если не пойду сейчас хотя бы туда для начала, то ничем подобным мне не заниматься уже никогда, и тогда останется только это действительно признать. И это решение стало, наверное, первым серьезным шагом, направившим меня в нужную сторону. И вот после него начали появляться реальные возможности.
Следующий этап моего постепенного приближения к Тайцзи занял примерно четыре с половиной года. То объявление, по которому я пришла на винчун, оказалось с неправильным адресом, и попала я на занятия, как мне показалось, карате. Я попыталась тихонечко уйти, но меня догнали, спросили, кто я и как здесь оказалась, после чего стали уговаривать посетить хотя бы пару занятий. Я согласилась, хоть и не сразу. Как потом выяснилось, это были смешанные занятия, сочетающие в себе карате, айкидо, дзюдо и так далее. Спустя несколько лет я покинула этот спортивный клуб, но проведенное в нем время дало мне некоторое знание технических аспектов различных восточных видов борьбы, истории их возникновения и тому подобных вещей.
Год я «отдыхала» от всего, но уже тогда мне стало понятно, что переход от моих мысленных представлений о боевых искусствах к реальным занятиям что-то сильно изменил, и снова впасть в состояние ленивого отстраненного восхищения я уже не имею никакого права. Оставалось только решить, что именно я собираюсь делать. И осенью 2011 г. я решила ничего больше не откладывать и просто села изучать интернет в поисках мест, где у нас преподают Тайцзицюань. Я даже нашла какого-то китайского преподавателя, договорилась с его группой о встрече, но тут меня осенила – иначе и не скажешь – мысль о том, что моя классная руководительница в старших классах занимается Тайцзи много лет. Не знаю, почему эта информация, которой я владела (мы же встречались иногда после окончания мной школы и даже говорили о том, кто чем занимается), до этого момента никак не встраивалась в причинно-следственные связи и не рождала у меня четкого вывода о том, что я могу пойти к ней (Забавный момент: когда я училась в начальной школе, моя старшая сестра ходила куда-то на непонятные для меня занятия, как потом выяснилось – именно на Тайцзи к моей будущей преподавательнице, а я знала только, что ей там очень хорошо и она засыпает во время этих занятий, что при ее проблемах со здоровьем на тот период было самым нужным). И тут наконец случилось озарение. Наверное, просто пришло время. Так что я связалась с ней и начала ходить в группу, которую она вела. Конечно, я была не уверена, что мне понравится или что-то начнет получаться, прямо скажем, особыми спортивными талантами или способностями в этой области я никогда не блистала. Но довольно быстро я поняла, что это именно то, что я искала так долго и чем действительно хочу заниматься.
Так что, похоже, мой путь в Тайцзи начался уже давно, даже тогда, когда я думала, что ищу чего-то другого. Он был долгим, извилистым, с большим количеством остановок, но… в конце концов привел меня к началу нового пути.